Диагностика

Психологическая диагностика

Современная психологическая диагностика – это психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психофизических особенностей любого человека. Психодиагностика как наука выявляет определенные черты личности в социальной динамике и гарантирует объективность данных,быстроту получения информации, возможность получения экспертной оценки, надежные и достоверные результаты исследования.

К теме психодиагностики люди относятся по разному, но, пожалуй, мало тех, кому эта тема безразлична. С психодиагностикой связаны разные ожидания. Самый блестящий и емкий ответ на вопрос, зачем нужна диагностика, можно найти в книге Нэнси Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностик»: «Мой близкий друг, человек, далекий от психотерапии, никак не мог для себя уяснить, зачем люди тратят время, выслушивая проблемы других людей, и пытался понять, для чего я пишу эту книгу. «Мне кажется, – говорил он, –все очень просто. Существует всего лишь две категории людей: первые – психи, вторые – не-психи». Я отвечала, что в психоаналитической теории, которая предполагает, что мы все до некоторой степени иррациональны, необходимо ответить на два основных вопроса: «Насколько психи?», «В чем именно психи?».

Тот же автор в другой своей книге, «Формулирование психоаналитического случая», объясняет, почему она так много внимания уделяет индивидуальным различиям: «В отсутствии категориального мышления мы, пытаясь понять психику другого человека, скорей всего спроецируем нашу собственную: смотря на поведение другого человека, мы естественным образом предполагаем, что оно означает то же самое, что и наше аналогичное поведение. Так, например, в клинической ситуации терапевт, который обычно замолкает, когда испытывает тревогу, будет делать вывод, что молчание клиента означает его тревогу. Однако молчание может, кроме всего прочего, означать гнев, стыд, боль, осуждение, облегчение, симпатию или ощущение глубокой расслабленности в отношениях с другим человеком.

Определение психодиагностики звучит так:«Одно из значений термина «диагноз» в переводе с греческого языка – «распознавание». Диагностика понимается как распознавание чего -либо как, например, болезни в медицине, отклонение от нормы в дефектологии, неисправности в работе какого-либо технического средства.

Современная психологическая диагностика Москва определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью ее является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности. Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

Актуальная проблема, в контексте которой необходимо проводить психодиагностику – исследование проблем индивидуальности. Важно не только получить «срез», но и понять, как личность с определенным набором характеристик, личностных черт – справляется с реальностью и как меняются или нет характер, поведение, защитные реакции. Иными словами нас интересует функционирование.

Профессиональные психологи пытаются выяснить «способы» индивидуального бытия человека, его жизни, активности, проживания, а результаты психологического исследования служат основанием для выбора методик.

Что касается психологии индивидуальности в целом, есть еще одна важная вещь, которую нужно упомянуть:  это жизненный путь и кризисы. На протяжении жизненного пути человеку случается пережить немало переломных моментов, меняющих ход событий и дальнейшую жизнь. Их называют «уроками жизни». Подобным уроком может стать как очевидное для окружающих событие –  новая работа, учеба, свадьба, рождение ребенка, так и скрытые от посторонних происшествия: встреча, изменившая жизнь, важный разговор, безответная любовь. Серьезными уроками становятся потери: смерть близких, тяжелая болезнь, военные действия, экономические и социальные катаклизмы.

«Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами, первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а, с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты и реакции у людей, в корне различных». Официально психодиагностика появилась не так давно, в середине 19 века, но интерес к тому, как «устроен» человек существовал всегда.

Психодиагностика как дисциплина психологии служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.

За последние два-три десятилетия в психодиагностике, считавшейся наукой о ранжировании и классификации людей по измеряемым признакам, произошло заметное смещение в сторону гуманизации. Эта тенденция нашла свое отражение во введении новых критериев оценки результатов , реализации принципа коррекционности, поисках развивающего и психотерапевтического эффектов психодиагностических методик.

Какие преимущества дает психодиагностика по сравнению с неформализованными методами? В чем ее преимущество?

  • Объективность данных, их относительная независимость от личного опыта и впечатлений психолога

Данные психодиагностики могут подтвердить эти представления, а могут противоречить им, что должно стать серьезным основанием для их проверки, а возможно и пересмотра.

  • Быстрота получения информации

Психодиагностические методики позволяют за относительно короткий промежуток времени сформировать целостное представление о личности и выявить его психологические особенности, существенные для оказания психологической помощи. Неоценимую помощь в высвобождении дополнительного времени предоставляют компьютерные технологии.

  • Возможность дополнительной оценки

Информация о проведенном психодиагностическом обследовании как правило гораздо более емкая и объективная, что позволяет в случае необходимости оперативно получить дополнительную экспертную оценку коллег, кроме того, к полученным данным можно возвращаться на любом этапе дальнейшей психотерапевтической работы.

  • Возможность получения надежных и достоверных результатов обеспечивается тем, что индивид/клиент отвечает на десятки специально отобранных вопросов, кроме того, во многих тестовых методиках предусмотрена шкала искренности.

Психолог может использовать как тестовые так и экспертные методы.

Не последнюю роль в выборе методики играет запрос человека, конкретизацию формы ожидаемой клиентом помощи от психологического консультирования. Обычно проблема и запрос по смыслу связаны, но «переживания боли и уязвимости, чувства неопределенности и тревоги влияют на поведение клиента: он одновременно открывает и скрывает свои потребности и чувства»

Для чего люди обращаются к профессиональным психологам-консультантам? Чаще всего можно выделить следующие виды запросов:

  • Просьба об эмоциональной и моральной поддержке;

  • Просьба о содействии в анализе;

  • Просьба об информации;

  • Просьба об обучении навыкам;

  • Просьба о помощи в выработке позиции;

  • Просьба в оказании влияния на члена семьи или в его изменении в интересах лица, о котором идет речь

Психодиагностическое заключение для клиента представляет собой отдельную трудность.  С одной стороны, обследуемый имеет полное право на получение достоверной информации об итогах обследования. С другой стороны, сообщение этой информации не должно быть травматичным. К тому же непонятно, должно ли заключение быть устным или письменным. Но многие из подобных вопросов и противоречий могут быть разрешены, если руководствоваться тезисом о том, что заключение по результатам психодиагностического обследования. Задача значительно упрощается как для профессионала – психолога, так и для клиента, если в ситуации обратной связи и обсуждения результатов воспользоваться приемами психологического консультирования .

Получается, что если психодиагностическое обследование было проведено, обязательно должно состояться обсуждение результатов.

Эта беседа подразумевает множество интерпретаций. И тогда становится понятным, что далеко не вся информация может быть донесена до испытуемого, а только та, которая может быть им принята. Другие возможные техники при обсуждении результатов – вопрос и «мягкая» конфронтация, используемая при выявлении конфликтов и внутренних противоречий. Эта техника дает возможность клиенту самому сделать выбор, принимать эту информацию или отвергнуть.

Очевидно, что заключение по итогам проведения обследования желательно. Причем, в двух вариантах. Первый – заключение для специалистов, написанное научным языком, с использованием терминологии, понятной специалистам. Второе заключение – вариант для испытуемого, который может быть использован как «сценарий» психотерапевтической беседы при обсуждении результатов.